Экспонат
Авиационный поршневой двигатель ММ 100
Год создания: 1916
Об экспонате
Двигатель ММ 100, созданный на московском заводе «Мотор», — копия немецкого мотора «Мерседес». Отечественный авиационный двигатель должен был поднимать в небо четырёхмоторный самолёт, самый большой на тот момент в мире. Но промышленное производство такого мотора «Мотор» не потянул.
Перед Первой мировой войной европейские страны активно создавали авиационный флот. Россия была в их числе и, можно сказать, преуспела. Её воздушные силы к началу войны оказались самыми многочисленными — 224 машины. Среди них был и первый в мире четырёхмоторный серийный аэроплан «Илья Муромец», специально разработанный Игорем Сикорским для бомбометания. Самолёт стал беспрецедентным для того времени: размах крыла 32 метра, длина 18 метров, грузоподъёмность 7 тонн. Такой богатырь мог нести до полутора тонн бомб.
Проблема «Ильи Муромца», как и всех остальных российских самолётов, была в двигателях. В России не создавали своих моторов — их закупали за границей или в лучшем случае изготавливали копии. «Илья Муромец», например, летал сперва на немецких моторах, а потом — на купленных в Англии. Однако руководство Императорского военно-воздушного флота приняло решение о расширении производства авиадвигателей в России. За основу решили взять какой-нибудь из немецких рядных двигателей водяного охлаждения фирм «Бенц» или «Мерседес». В 1915 году военные объявили конкурс, победителем которого стал московский завод «Мотор».
«Мотор» сделал копию двигателя «Мерседес D-I» мощностью 100 лошадиных сил, который считался одним из самых надёжных и безотказных. Копия, получившая название ММ 100, почти не отличалась от оригинала, но всё же имела ряд особенностей. В российском варианте над блоком цилиндров был установлен расширительный водяной бачок, картер имел воронкообразную, а не скошенную назад, как у D-I, форму, а маслонасос находился не в задней, а в центральной части. Установить точное назначение этих изменений уже нельзя, но, вероятно, конструктор таким образом хотел улучшить сбор и откачку отработанного масла. Кроме того, дорогие и сложные стальные цилиндры немецкого мотора заменили на литые чугунные.
Завод собрал всего пять экземпляров, но все они были признаны дефектными. Исправить ошибки и наладить производство так и не получилось: ни у «Мотора», ни у других предприятий не было производственных мощностей для серийного производства двигателя. Даже первая партия, судя по отсутствию штампов на деталях, делалась вручную.
Судьба четырёх двигателей ММ 100 неизвестна. Единственный сохранившийся образец после революции путешествовал по разным музеям. В начале 1930-х он был передан Дворцу техники — и в итоге оказался в коллекции Политехнического музея.
Перед Первой мировой войной европейские страны активно создавали авиационный флот. Россия была в их числе и, можно сказать, преуспела. Её воздушные силы к началу войны оказались самыми многочисленными — 224 машины. Среди них был и первый в мире четырёхмоторный серийный аэроплан «Илья Муромец», специально разработанный Игорем Сикорским для бомбометания. Самолёт стал беспрецедентным для того времени: размах крыла 32 метра, длина 18 метров, грузоподъёмность 7 тонн. Такой богатырь мог нести до полутора тонн бомб.
Проблема «Ильи Муромца», как и всех остальных российских самолётов, была в двигателях. В России не создавали своих моторов — их закупали за границей или в лучшем случае изготавливали копии. «Илья Муромец», например, летал сперва на немецких моторах, а потом — на купленных в Англии. Однако руководство Императорского военно-воздушного флота приняло решение о расширении производства авиадвигателей в России. За основу решили взять какой-нибудь из немецких рядных двигателей водяного охлаждения фирм «Бенц» или «Мерседес». В 1915 году военные объявили конкурс, победителем которого стал московский завод «Мотор».
«Мотор» сделал копию двигателя «Мерседес D-I» мощностью 100 лошадиных сил, который считался одним из самых надёжных и безотказных. Копия, получившая название ММ 100, почти не отличалась от оригинала, но всё же имела ряд особенностей. В российском варианте над блоком цилиндров был установлен расширительный водяной бачок, картер имел воронкообразную, а не скошенную назад, как у D-I, форму, а маслонасос находился не в задней, а в центральной части. Установить точное назначение этих изменений уже нельзя, но, вероятно, конструктор таким образом хотел улучшить сбор и откачку отработанного масла. Кроме того, дорогие и сложные стальные цилиндры немецкого мотора заменили на литые чугунные.
Завод собрал всего пять экземпляров, но все они были признаны дефектными. Исправить ошибки и наладить производство так и не получилось: ни у «Мотора», ни у других предприятий не было производственных мощностей для серийного производства двигателя. Даже первая партия, судя по отсутствию штампов на деталях, делалась вручную.
Судьба четырёх двигателей ММ 100 неизвестна. Единственный сохранившийся образец после революции путешествовал по разным музеям. В начале 1930-х он был передан Дворцу техники — и в итоге оказался в коллекции Политехнического музея.
технические характеристики
Год, период производства 1916
Производитель, завод Московский завод товарищества «Мотор»