Экспонат

Дорожный велосипед «Дукс боевой»

Год создания: 1917–1918
Об экспонате
Велосипеды «несли службу» во многих армиях мира. Один из первых боевых велосипедов, разработанный в России в конце Первой мировой и собранный в первый год после Октябрьской революции, хранится в Политехническом музее.

Как быстро доставить пехоту на поле боя? Эта проблема на протяжении веков решалась по-разному. В начале Нового времени в армиях европейских государств появились драгуны. Они поначалу и были конной мобильной пехотой. Лошади им нужны были не для атак лавой с палашами наголо — этим занималась кавалерия, а для того, чтобы побыстрее перебросить пехотинцев в нужный участок театра боевых действий. Сражались же драгуны в пешем строю.

С развитием новых технологий возникли и новые виды мобильной пехоты. В 1880-х годах изобрели велосипед современного типа — и почти сразу же появилась идея посадить на него солдата. При спокойной езде велосипед не уступает коню, идущему быстрым шагом, но в отличие от коня, педальный транспорт не просит корма. В конце XIX века велосипедные части появились в армиях Британии, Бельгии, Франции, Германии, США.

Занялась созданием велосипедных частей и Россия. В 1897 году в Русской императорской армии появляются первые велосипедные — их тогда называли самокатными — команды. Формирование всё новых и новых самокатных рот шло быстрыми темпами, и в 1910-х годах встал вопрос о массовом производстве боевых велосипедов.

Формированием запроса к боевому велосипеду занялось ГВТУ — Главное военно-техническое управление Русской императорской армии. Оно провело испытания зарубежных и отечественных велосипедов и определило, что лучшими были российские разработки. Среди них первое место заняла модель рижской фабрики Александра Лейтнера. За ней шли три модели, собранные на московской фирме «Дукс». Несмотря на победу рижан, разработка велосипеда была поручена «Дуксу». ГВТУ сформировало требования к будущей модели массового боевого велотранспорта — он должен быть надёжным, лёгким и складны́м.

В 1916 году велосипед был готов и получил имя «Дукс боевой». Как и было заказано, он был лёгким, надёжным, складным и портативным: всего за 10 секунд его можно было сложить об коленку, чтобы затем нести на спине с помощью ремней, которые шли в комплекте.

Едва поступив в производство, боевой велосипед столкнулся с трудностями. Фирма «Дукс» была крупнейшим авиапредприятием в стране: потребность в самолётах во время войны возросла и почти все производственные мощности фабрики были отданы под аэропланы. Лицензию на велосипед отправили фирме Лейтнера, но она в связи с приближением германских войск эвакуировалась из Риги в Харьков. Проблемы возникли и от нехватки запчастей — колёсам «Дукса Боевого» нужны были английские втулки, поставки которых из-за войны нарушились. В результате московское предприятие при заказе на 2000 велосипедов выпустило к ноябрю 1917 года только 682 целых экземпляра и ещё свыше тысячи рам, которые ждали своих колёс. Остальные «Дуксы» были собраны уже с 1918 по 1923 год. Ещё свыше 3000 боевых велосипедов было сделано в Харькове, на эвакуированной из Риги фабрике Лейтнера — будущем Харьковском велозаводе.

В Политехническом музее хранится экспонат, купленный в 1980 году у частного лица. Экспертиза показала, что этот велосипед был собран между сентябрём 1917-го и ноябрём 1918 года на московском предприятии «Дукс». О судьбе велосипеда на протяжении почти всего XX века ничего не известно, но его рама складывается до сих пор без всяких сложностей — даже без смазки в узлах.

«Дуксы» повоевали в Первой мировой и после неё. Они состояли на вооружении у самокатчиков 9-го Советского Латышского полка, охранявшего Московский Кремль и участвовавшего в боях Гражданской войны.

технические характеристики

Год, период производства 1917–1918
Производитель, завод Акционерное общество «Дукс»
Больше информации

Другие шедевры