Экспонат

Электродвигатель DR80 конструкции Михаила Доливо-Добровольского

Год создания: 1895–1898
Об экспонате
Изобретение отчисленного за антиправительственную агитацию и бежавшего в Германию студента-инженера стало одним из первых серийных трёхфазных электродвигателей. Подобные моторы сейчас стоят буквально в любом мало-мальски мощном устройстве — от заводского станка до водопроводного насоса, от лифта до вентилятора.

К бытовым устройствам питание от электрической сети подводится с помощью всего лишь двух проводов. Но существует и другая схема, в которой электроэнергия передаётся не по двум проводам, а по трём или четырём. На жаргоне такие провода называют «фазами», потому что по каждому проводу течёт переменный ток, но фазы электромагнитных колебаний сдвинуты относительно друг друга. Трехфазная схема очень удобна, она работает везде, где мощность устройств достаточно велика — то есть во всей энергетике и промышленности.

Инженер Михаил Доливо-Добровольский, вынужденный покинуть Россию в 1881 году по политическим причинам, доучился в германском Дармштадте. В 1883-м он стал одним из слушателей первого в мире курса электротехники. Затем, поработав ассистентом в лаборатории, в 1888 году молодой специалист устроился в компанию AEG, она же Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft — Всеобщая электрическая компания. И там уже через год запатентовал ряд изобретений, с которыми связывают начало электрификации всего мира.

Доливо-Добровольский создал устройства, без которых немыслима трёхфазная схема переменного тока: трансформатор для изменения напряжения и трёхфазный электродвигатель. Ротор этого двигателя состоял из колец, соединённых стержнями, за что и получил название «беличье колесо». Частота его вращения не равна частоте переменного тока, поэтому такой двигатель именуется асинхронным. Компания AEG успешно продемонстрировала потенциал трёхфазной системы именно с помощью этого изобретения уроженца Российской империи. А теперь один из таких двигателей хранится в коллекции Политехнического музея.

На двигателе есть пластинка с серийным номером 9975. Таких двигателей, судя по всему, произвели около 10 000 экземпляров.

технические характеристики

Год, период производства 1895–1898
Производитель, завод Фирма Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft (AEG)
Больше информации

Другие шедевры