Экспонат

Электродвигатель DR80 конструкции Михаила Доливо-Добровольского

Год создания: 1895–1898
Об экспонате

Изобретение отчисленного за антиправительственную агитацию и бежавшего в Германию студента-инженера стало одним из первых серийных трёхфазных электродвигателей. Подобные моторы сейчас стоят буквально в любом мало-мальски мощном устройстве — от заводского станка до водопроводного насоса, от лифта до вентилятора. 

К большинству бытовых устройств питание от электрической сети подводится с помощью всего лишь двух коротких проводов. Один из них нейтральный, а напряжение во втором 50 раз в секунду меняется от −230 до +230 вольт. Но для передачи больших мощностей или на большие расстояния эта схема неэффективна — она неудобна в использовании, да и потери энергии при этом высоки. Поэтому в промышленности и энергетике применяется так называемая трёхфазная схема — с использованием трёх или четырёх проводов. При такой схеме потери энергии значительно меньшие. К тому же она экономичнее — для проводов той же мощности и трёхфазных трансформаторов нужно меньше металлов.  

Эта схема появилась во многом благодаря инженеру Михаилу Доливо-Добровольскому. Он покинул Россию в 1881 году по политическим причинам, доучился в германском Дармштадте — и в 1883-м стал одним из слушателей первого в мире курса электротехники. Затем, поработав ассистентом в лаборатории, в 1888 году молодой специалист устроился в компанию AEG, она же Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft — Всеобщая электрическая компания. И там уже через год запатентовал ряд изобретений, с которыми связывают начало электрификации всего мира.

Доливо-Добровольский создал устройства, без которых немыслима трёхфазная схема переменного тока: трансформатор для изменения напряжения и трёхфазный электродвигатель. Переменный ток создаёт в этом двигателе вращающееся магнитное поле, которое тянет за собой ротор. Сам ротор состоит из колец, соединённых стержнями, — потому его и называют «беличье колесо». Вращение ротора всегда немного отстаёт от вращения магнитного поля, то есть частота его вращения не равна частоте переменного тока, и такой двигатель именуется асинхронным. Компания AEG успешно продемонстрировала потенциал трёхфазной системы именно с помощью этого изобретения уроженца Российской империи. А теперь один из таких двигателей хранится в коллекции Политехнического музея.

На двигателе есть пластинка с серийным номером 9975. Таких двигателей, судя по всему, произвели около 10 000 экземпляров.


технические характеристики

Год, период производства 1895–1898
Производитель, завод Фирма Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft (AEG)
Больше информации

Другие шедевры