Экспонат

Электродвигатель DR80 конструкции Доливо-Добровольского

Год создания: 1889 — начало XX века
Об экспонате

Мировая электрификация в XIX веке связана с именем русского инженера Михаила Доливо-Добровольского. Его трёхфазный электродвигатель стал одним из первых, выпускавшихся серийно. Подобные моторы сейчас стоят буквально в любом мало-мальски мощном устройстве — от заводского станка до водопроводного насоса, от лифта до вентилятора.

Сейчас к большинству бытовых устройств питание от электросети подводится с помощью двух проводов. Один из них — нейтральный, а напряжение во втором меняется от минимального до максимального значения и обратно 50 раз в секунду. Для передачи больших мощностей или на большие расстояния эта схема неэффективна: неудобна и потери энергии высоки. В промышленности и энергетике применяется так называемая трёхфазная схема — с использованием трёх или четырёх проводов. При такой схеме потери энергии значительно меньшие. К тому же для трёхфазных кабелей и трансформаторов нужно меньше металлов.

Эта схема появилась во многом благодаря инженеру Михаилу Доливо-Добровольскому. Талантливый изобретатель не успел прославить своё отечество, потому что за антиправительственную агитацию ему с 1881 года запретили учиться в высших учебных заведениях Российской империи. Доливо-Добровольский уехал в Германию, где стал одним из слушателей первого в мире курса электротехники и специалистом компании AEG, или Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft — Всеобщей электрической компании. Там он запатентовал ряд изобретений, с которыми связывают начало электрификации всего мира.

Переменный ток создаёт в двигателе вращающееся магнитное поле, которое тянет за собой ротор. Ротор состоит из колец, соединённых стержнями, потому его и называют «беличье колесо». Вращение ротора всегда немного отстаёт от вращения магнитного поля, то есть частота его вращения не равна частоте переменного тока. Такой двигатель именуется асинхронным. Компания AEG успешно продемонстрировала потенциал трёхфазной системы именно с помощью этого изобретения уроженца Российской империи. А теперь один из таких двигателей хранится в коллекции Политехнического музея.

На двигателе есть пластинка с серийным номером 9975. Таких двигателей, судя по всему, произвели около 10 000 экземпляров.

технические характеристики

Год, период производства 1889 — начало XX века
Страна Германия
Больше информации

Другие шедевры