Легковой электромобиль Columbia
Сейчас электромобили воспринимаются как символ прогресса. Их и сегодня нечасто можно встретить на улицах, а каких-то 30 лет назад они вообще не выпускались серийно. Тем не менее экипажи на электрической тяге появились даже раньше двигателя внутреннего сгорания. В конце XIX — начале XX века электромобили пользовались популярностью. В отличие от бензиновых машин они были проще в управлении и не требовали длительной подготовки водителей.
Английская королева Александра, супруга Эдуарда VII, слыла заядлой автолюбительницей. По всей видимости, желая заразить своей страстью младшую сестру, она отправила в подарок Марии Фёдоровне электрическую коляску Columbia Victoria Phaeton. Судя по всему, ничего у неё не вышло: русская императрица осталась к подарку холодна. В её толстом фотоальбоме нет ни одного снимка с этой машиной. Зато Михаилу Александровичу, младшему сыну императрицы, диковинка пришлась по душе. В дневниках великого князя «Коламбия» упоминается не раз. Машину использовали исключительно в развлекательных целях — в основном катались по парку. На более серьёзное путешествие электромобили того времени были неспособны. Запас хода у «Коламбии» — всего 60 километров, а скорость едва превышала 20 километров в час.
В Политехнический музей машина попала в 1927 году. До этого она стояла на складе в Гатчине и, судя по всему, уже тогда пребывала в плачевном состоянии. Долгие годы до «Коламбии» не доходили руки. В музее она хранилась в фондах, скрытая от посторонних глаз. Только в 2007 году была предпринята первая попытка реставрации. А финальный облик, максимально близкий к оригинальному, машина приобрела в 2018-м. Сейчас Columbia Victoria Phaeton выглядит почти так же, как и во времена первой владелицы.
Электрическая коляска была довольно дорогой игрушкой, и позволить себе сделать такой подарок могли лишь миллионеры и монаршие особы. В 1902 году Columbia Victoria Phaeton стоила 3000 долларов — это сравнимо со 105 тысячами в 2022-м