Экспонат

Фонограф «Эксельсиор»

Год создания: 1892–1897
Об экспонате

Эра звукозаписи, изменившая представления о музыке, началась с появления фонографов. Хотя изобретатель фонографа Томас Эдисон изначально о музыке даже не думал. Он искал способ для записи сообщений телеграфа и считал, что его устройство можно применять также для диктовки писем, чтения книг вслух и обучения ораторскому искусству.

«Незаменим в семье, для поездки, для бюро и т.д. Устная переписка с вашими агентами, боссами, гостями. Для тренировки голоса ораторов, актёров, чтецов», — так рекламировался фонограф «Эксельсиор», который сейчас хранится в фондах Политехнического музея. 

Фонограф Эдисона устроен просто — это валик, покрытый воском, мембрана и иголка. Звук колеблет мембрану, к которой крепится игла. Та вибрирует и царапает поверхность крутящегося валика, оставляя в воске канавки разной глубины. При проигрывании игла скользит по канавке и приводит в движение мембрану, та воспроизводит ранее записанные звуки.

Фонограф «Эксельсиор», представленный в Политехническом музее, создал житель Будапешта Бела Штайнер. Главное отличие фонографа «Эксельсиор» от эдисоновского — движение иглы во время записи. Если в изобретении Эдисона игла оставляла в воске канавку разной глубины, то в «Эксельсиоре» она проделывает на поверхности валика зигзагообразную канавку. Такой метод, названный поперечной записью, применял при создании первых грампластинок Эмиль Берлинер. 

К фонографу прилагались наушники, не сохранившиеся до наших дней, так как были сделаны из недолговечного материала — резины.



технические характеристики

Год, период производства 1892–1897
Производитель, завод Фирма Ludwig Loewe & Co.
Больше информации

Другие шедевры