Фонограф «Эксельсиор»
Эра звукозаписи, изменившая представления о музыке, началась с появления фонографов. Хотя изобретатель фонографа Томас Эдисон изначально о музыке даже не думал. Он искал способ для записи сообщений телеграфа и считал, что его устройство можно применять также для диктовки писем, чтения книг вслух и обучения ораторскому искусству.
«Незаменим в семье, для поездки, для бюро и т.д. Устная переписка с вашими агентами, боссами, гостями. Для тренировки голоса ораторов, актёров, чтецов», — так рекламировался фонограф «Эксельсиор», который сейчас хранится в фондах Политехнического музея.
Фонограф Эдисона устроен просто — это валик, покрытый воском, мембрана и иголка. Звук колеблет мембрану, к которой крепится игла. Та вибрирует и царапает поверхность крутящегося валика, оставляя в воске канавки разной глубины. При проигрывании игла скользит по канавке и приводит в движение мембрану, та воспроизводит ранее записанные звуки.
Фонограф «Эксельсиор», представленный в Политехническом музее, создал житель Будапешта Бела Штайнер. Главное отличие фонографа «Эксельсиор» от эдисоновского — движение иглы во время записи. Если в изобретении Эдисона игла оставляла в воске канавку разной глубины, то в «Эксельсиоре» она проделывает на поверхности валика зигзагообразную канавку. Такой метод, названный поперечной записью, применял при создании первых грампластинок Эмиль Берлинер.
К фонографу прилагались наушники, не сохранившиеся до наших дней, так как были сделаны из недолговечного материала — резины.