Экспонат

Фотокамера ящичная сдвижная павильонная

Год создания: 1870
Об экспонате
Англичанин Фредерик Скотт Арчер в марте 1851 года совершил настоящую революцию в фотографии. Он создал новую технологию, которая позволяла делать неограниченное количество отпечатков с одного снимка. Ящичная сдвижная павильонная фотокамера из коллекции Политехнического музея работает именно по этой технологии.

Основной способ получения фотоснимков в середине XIX века — дагеротипия — позволял делать один-единственный отпечаток. А предложенный Арчером коллодионный процесс строился на создании долговременных негативов — с них можно было печатать столько фотографий, сколько захочется. Негативы изготавливали прямо перед съёмкой. На поверхность стеклянной пластины наносили слой коллодия — раствора нитроцеллюлозы в смеси спирта и эфира с добавкой йодистого калия. После этого пластину делали светочувствительной, погружая в раствор нитрата серебра, и немедленно приступали к съёмке, а сразу после неё — к проявке. Все этапы, от нанесения коллодия до проявки, обязательно нужно было проделать в течение 10–15 минут, пока раствор не высох. Отсюда, кстати, происходит полное название этого метода — мокрый коллодионный процесс.

Коллодионный процесс серьёзно расширил возможности фотографии. Во-первых, по сравнению с той же дагеротипией, существенно сократилось время выдержки. Теперь не нужно было неподвижно сидеть по полчаса перед камерой, чтобы снимок получился чётким — достаточно было всего нескольких секунд. Во-вторых, коллодионный негатив мог передавать множество полутонов. А значит, фотография из прикладной техники превращалась в искусство.

Разумеется, были у коллодионных пластин и свои недостатки. Главный — необходимость всегда иметь под рукой лабораторию для изготовления и проявки негативов. Так что для репортажной съёмки такие аппараты плохо подходили — лабораторию с собой «в поле» так просто не возьмёшь. Тем не менее, их ещё 30 лет успешно использовали для портретной и даже пейзажной съёмки. Только к восьмидесятым годам девятнадцатого века коллодионную фотографию вытеснил новый технологический процесс — желатиносеребряный.

Эта камера из коллекции Политехнического музея была изготовлена в Лондоне в 1870 году, когда мокрый коллодионный процесс ещё был общепринятым стандартом для павильонной съёмки. Она состоит из двух ящиков, один из которых вставляется в другой. В заднюю часть большего ящика вставлялась кассета с влажной фотопластиной. В передней части меньшего установлен объектив. Для фокусировки объектива передний ящик выдвигался вдоль продольной оси. Пластину можно было наклонять для съёмки предметов, которые находились выше или ниже объектива.

В аппарате используется объектив Джона Генри Даллмейера. Его конструкция корректирует основные геометрические и цветовые искажения при съёмке.

технические характеристики

Год, период производства 1870
Производитель, завод Фирма Meagher
Больше информации

Другие шедевры