Голографическая установка Юрия Денисюка
Молодой физик Юрий Денисюк увлекался фантастикой. В повести Ивана Ефремова «Звёздные корабли» он нашёл описание чудо-пластины, в которой «...изображение было сделано трёхмерным, а главное, невероятно живым». Денисюк решил сам сделать такую пластинку — и создал свой метод голографии.
Созданная по методу Денисюка голограмма выглядит как обычная плоская стеклянная фотопластинка. Но глядя на такую пластинку, освещённую простой лампой, люди не могут поверить своим глазам — внутри неё, в глубине, отчётливо виден объёмный предмет. Это при том, что сама пластинка никакой «глубины» не имеет, если не считать нескольких миллиметров толщины.
Голограммы Денисюка получают, освещая фотопластинку лазерным лучом, расширенным с помощью линзы. Часть этого света проходит сквозь пластинку, отражается от объекта съёмки и вновь падает на пластинку с другой стороны. На пластинке при этом фиксируется отражающая голограмма. В отличие от фотосъёмки на голограмме записана не только интенсивность отражённого света в каждой точке, но и его фаза — то есть направление всех лучей во всём световом поле. Осветив такую голограмму обычным белым светом — солнца, лампы или даже свечи — можно наблюдать объёмное изображение предмета с той же стороны, с какой находится источник света.
Сейчас, когда лазеры стали более чем доступны, съёмка голограмм по методу Денисюка по силам любому энтузиасту. Но сам Денисюк начал работать над своим методом голографирования ещё в 1958 году — до изобретения лазерных технологий. Чтобы получить подходящий для съёмки голограммы свет, похожий по своим свойствам на лазерный, он пользовался ртутной лампой, цветным светофильтром и маленьким отверстием в непрозрачном экране.
В Политехническом музее хранится единственный экземпляр голографической установки, на которой Юрий Денисюк проводил эксперименты. Она собрана из подручных средств. Катушка, поджигающая ртутную лампу, — от грузового автомобиля, немецкий конденсатор — трофейный, а тумблер — от авиационной аппаратуры.
Первыми объектами, которые голографировал Денисюк, стали выпуклые зеркала: на них удобно было проверять оптические свойства голограмм. «До сих пор я сожалею о том, что мне не пришло в голову выбрать в качестве объекта рельеф монеты», — вспоминал Денисюк. Голограммы зеркал были не так наглядны, как появившиеся чуть позже голограммы обычных предметов. В начале 1960-х Денисюк пытался убедить коллег в том, что у технологии есть потенциал. Но популярной в СССР голография стала лишь спустя десятилетие.
Установка состоит из трёх основных частей: ртутной лампы, устройства для расширения пучка — коллиматора — и кассеты с фотопластинкой.