Экспонат

Кибернетическая модель «Мышь в лабиринте»

Год создания: 1955–1957
Об экспонате

Как мышь ищет сыр в лабиринте? Идёт наугад, мечется, нюхает, через несколько попыток находит сыр и запоминает дорогу к нему. Но что, если мышь не живая, а кибернетическая?

Эта модель — одна из первых разработок в области кибернетики в СССР. Она имитирует процесс обучения простейшего живого существа: поиск цели и запоминание пути к ней.

Кибернетическая «мышь» движется по лабиринту в поисках «сыра». «Сыр» устанавливается переключением тумблеров на участках пути. При первом запуске в лабиринт «мышь» последовательно обходит все коридоры — её движение обозначают загорающиеся лампочки. Обнаружив «корм», «мышь» запоминает, где он находится, и при следующем запуске движется к цели по кратчайшему пути.

Память у «мыши» довольно короткая, 10–15 секунд — таймер показывает, когда она истекает. Если переставить цель поближе, пока «мышь» всё ещё «помнит» дорогу, она пойдёт по старому пути мимо «сыра» и не найдёт его — что вряд ли случится с обычной живой мышью. А «забыв» короткий путь к цели, модель начинает поиск заново.

Именно с таких кибернетических игрушек, как «Мышь в лабиринте» или «Черепаха», началось создание первых самообучающихся и адаптивных автоматов. Сейчас же без машинного обучения не обходится ни работа с данными, ни развлекательные приложения, ни промышленность.

Логическая схема и память модели построены на телефонных реле. Это первый и единственный авторский экземпляр модели, созданный Виктором Ивановым в 1955–1957 годах в Институте автоматики и телемеханики АН СССР

технические характеристики

Год, период производства 1955–1957
Производитель, завод Институт автоматики и телемеханики АН СССР
Больше информации

Другие шедевры