Кинопроекционный аппарат Pathé-Kok
Это один из кинопроекторов самой крупной кинокомпании рубежа XIX–XX веков — фирмы братьев Пате. «Кок» появился, когда эта фирма пыталась продвинуть свой стандарт плёнки на рынке, нарушив фактическую монополию компании Kodak.
В конце XX века фирма, которую основали и назвали в свою честь четверо французов — братья Пате, начала выпускать фонографы и валики для них. Чуть позже к ним добавилось оборудование для кинематографа. К 1910 году фирма братьев Пате стала крупнейшей компанией в области кинематографа: она снимала кино, выпускала оборудование для съёмок и кинопоказов, открывала кинотеатры.
Кино становилось массовым искусством, и зрители уже хотели смотреть фильмы не только в кинотеатре, но и дома. Для таких показов фирма Pathé создала довольно компактный проектор. Аппарат назвали «Кок» — в честь символа компании, галльского петуха. Петух по-французски — le coq. Почему название проектора произносится так же, а пишется иначе — неизвестно.
Pathé-Kok предназначался для домашнего просмотра фильмов. Осветитель проектора мог работать как от электрической сети, так и автономно — от генератора, который вырабатывал ток, когда оператор крутил ручку подачи плёнки.
В то время на кинорынке считалась стандартом 35-миллиметровая плёнка — формат, предложенный компанией Kodak. Компания Pathé решила продвигать собственный формат — плёнку 28 мм. У неё был ряд плюсов. Она у́же, а значит, дешевле. Она запатентована Pathé, и это выгодно для Pathé. Кроме того, 35-миллиметровую плёнку производили из нитроцеллюлозы — легковоспламеняющегося вещества, лежащего в основе бездымного пороха. А 28-миллиметровую плёнку делали из более безопасного ацетата целлюлозы, что существенно снижало вероятность пожара.
Из-за особенности формата на «Коке» можно было смотреть только фильмы, снятые компанией Pathé. Впрочем, это не слишком стесняло зрителя, так как на рубеже веков компания снимала массу фильмов самых разных жанров.
Выпуск Pathé-Kok начался в 1912 году. Продавался аппарат и в России — здесь его покупали земские учреждения, учебные и развлекательные заведения, частные лица для домашнего просмотра. Фильмы к нему можно было взять напрокат в московском отделении фирмы «Братья Пате» в Столешниковом переулке, которое работало до Первой мировой войны. После войны и революции никакого Pathé в России было уже не купить, но немного переделанный Pathé-Kok иногда использовали в кинопередвижках. Это были грузовики с кинопроектором, которые ездили по городам и сёлам, крутя пропагандистские киноленты. В 1920-х от Pathé-Kok почти отказались из-за неудобств с плёнкой.
На этом век Pathé-Kok закончился. Но его создатель — компания Pathé — была в дальнейшем поглощена известной французской фирмой «Гомон», а торговая марка сохранилась: в 1970-х выпускались киносъёмочные камеры Pathé.
В музее сохранилась лента для этого кинопроектора с фильмом «Сахарный тростник, его сбор и обработка».