Экспонат

Киносъёмочный аппарат «Конвас-автомат»

Год создания: 1960
Об экспонате
Главная кинокамера советского кино — «Конвас-автомат» — стала «автоматом Калашникова» для отечественных кинематографистов. На неё снимались фильмы Михаила Калатозова и Андрея Тарковского. Она помогла создать новый киноязык. Да и первые кадры Земли из космоса мы получили именно благодаря ей.

На московской студии кинохроники работал механик и конструктор Василий Константинов. Ещё в 1939 году он сделал кинокамеру «Конвас-1», первую серийную камеру в СССР. Многие хроникёры на фронте Второй мировой войны пользовались ею. Сама камера не отличалась особой оригинальностью — она была создана на основе французской Le Parvo. «Конвас-автомат» стал гораздо более продвинутым изобретением Константинова.

Всё началось в Германии. Здесь в 1937 году фирма Arri создала Arriflex 35 — первую портативную кинокамеру с зеркальным обтюратором. Обтюратор — это затвор кинокамеры, вращающийся диск с отверстием, который то открывает, то закрывает плёнку от света. Диск крутится слаженно с ходом плёнки. Когда кадрик — один квадратик для изображения — оказывается напротив объектива одновременно с отверстием в диске, картинка запечатляется на плёнке. Затем плёнка закрывается от света, кадрик уходит, на его место становится следующий — и всё повторяется. Немецкие конструкторы сделали диск зеркальным и наклонили его под углом 45°, так что теперь он отражал свет от объектива в видоискатель — визир. И оператор видел то же, что «видела» камера.

Изучив трофейный Arriflex, в СССР поняли, что советским кинематографистам нужна такая камера. Скопировать немецкую на отечественных заводах оказалось невозможно, поэтому нужно было сделать свою камеру с зеркальным обтюратором. И к тому же такую лёгкую, чтобы носить её в руках. К 1949 году Константинов собрал первый прототип. В отличие от «Конвас-1», новая камера была оригинальной — конструктивно придуманной с чистого листа. Если к первому «Конвасу» не найдено ни одного патента, то для «Конваса-автомата» их было зарегистрировано уже восемь.

Кроме зеркального обтюратора, в новой камере Константинова было ещё несколько новаторских идей. Часть лентопротяжного механизма изобретатель поместил внутрь сменных кассет, и потому зарядить камеру плёнкой можно было всего за пять секунд, просто сменив кассету. Вместо одного объектива на «Конвасе» имелась турель — поворотное устройство с тремя объективами с разным фокусным расстоянием. Оператор мог с одной и той же точки снять как крупный план, так и общий, всего лишь повернув турель. У камеры было питание от батареи — архаизмы вроде ручного привода и заводной пружины наконец ушли в прошлое. И главное — камера весила чуть больше пяти килограммов, и ею можно было снимать с рук. Это сыграло громадную роль для кинематографа.

В 1950-х годах кино стремительно менялось. После XX съезда КПСС и развенчания культа личности Сталина художники начали освещать не героические подвиги верховного главнокомандующего, но частную жизнь обычных граждан. Здесь-то и пришлись кстати небольшой вес и автономность новой камеры — оператор мог следовать за героем и снимать его так, как мог бы увидеть зритель.

Новая кинокартинка была экспрессивной, энергичной и живой — теперь зритель видел сцены, выхваченные из жизни героев. Игровое кино сблизилось с документальным. Фильмы нового направления стали одним из символов «оттепели». «Летят журавли», снятый оператором Урусевским на «Конвас-автомат», получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а сам оператор — приз высшей технической комиссии Франции.

«Конвас» был неприхотливым, простым, прочным и безотказным. На целых 30 лет этот автомат стал «автоматом Калашникова» отечественных кинематографистов — их главным оружием. А вот сам Василий Константинов не дожил даже до начала серийного производства своей камеры, он умер в 1952 году.

Камера Константинова оказалась удобной и для документальных съёмок. В 1961 году космонавт Герман Титов впервые в истории запечатлел Землю из космоса именно на «Конвас-автомат». Впоследствии этой камерой снабжались все корабли «Восток».

технические характеристики

Год, период производства 1960
Производитель, завод Красногорский механический завод
Больше информации

Другие шедевры