Киносъёмочный аппарат Prestwich
Тридцать пять человек — ровно столько зрителей собралось на первом в истории кинопоказе, который состоялся 28 декабря 1895 года в «Гранд-кафе» на парижском бульваре Капуцинок. В следующие 10 лет кино из диковинки превратилось в обширную индустрию. Одним из «отцов» кинематографа был англичанин Джон Прествич.
Джон Альфред Прествич начал работать в 16 лет в компании по производству электрооборудования и научных приборов. А когда ему исполнилось 20, в саду отца он организовал собственное производство — Prestwich Manufacturing Company. Компания создавала научные приборы, экспериментальные установки и технику для кинематографа.
В 1896 году, всего через год после братьев Люмьер, Джон Прествич запатентовал свою первую кинокамеру. А в 1898-м Prestwich Manufacturing Company производила уже девять моделей профессиональных кинокамер.
Прествич одним из первых предложил довольно оригинальный способ увеличения времени съёмки. В первых киноаппаратах плёнка заряжалась в кассету, которая находилась внутри камеры, и поэтому длина плёнки была ограничена. Её хватало на 40–50 секунд записи при стандартной для немого кино скорости 16 кадров в секунду. Прествич снабдил свою камеру внешними кассетами, которые позволили обойти это ограничение. В комплекте были четыре кассеты, вмещавшие 75 или 500 футов плёнки, что увеличивало хронометраж до 1 минуты 15 секунд или до 8 минут 20 секунд соответственно.
Ещё одно важное нововведение Прествича — встроенный счётчик метража плёнки. Индикатор был виден оператору во время работы и показывал, сколько плёнки уже использовано.
Другая особенность аппарата Прествича — грейферный механизм. Зачем он нужен? Плёнка в кинокамере движется неравномерно, потому что каждый кадр должен на некоторое время полностью останавливаться у объектива для экспонирования. Одним из решений этой проблемы был скачковый, то есть грейферный, механизм, в котором «коготь», или крючок, цеплялся за отверстия перфорации по бокам плёнки и протягивал её. Сам по себе грейфер не был чем‑то уникальным, это устройство запатентовали ещё братья Люмьер. Но грейфер в камере Прествича был особенным, он описывал траекторию в форме буквы D. Производитель уверял, что этот механизм не имел себе равных в точности, простоте и долговечности.
Корпус камеры был сделан из красного дерева, металлические детали — из латуни. Если верить рекламному каталогу Прествича, камера хорошо подходила для съёмок в тропическом климате и могла использоваться в большинстве научных экспедиций.
Впрочем, по‑настоящему Джон Альфред Прествич прославился как производитель двигателей внутреннего сгорания. Однако идеи, заложенные в его киносъёмочной камере, тоже получили признание и распространение.
Одна из камер Прествича хранится сейчас в Политехническом музее — в России это единственный экземпляр.