Киносъёмочный аппарат «Вариокамера»
Выйти за границы горизонтального кадра кинематографисты хотели давно, но смогли лишь в 1960-х годах, когда в СССР создали вариокамеру. Так сбылась мечта Сергея Эйзенштейна о полной свободе в выборе прямоугольников при построении композиции.
Первые фильмы снимали на плёнку шириной 35 миллиметров. Она была не слишком дорогой и в то же время давала довольно качественную картинку. Тем не менее производители экспериментировали и с другими форматами. К середине века кино снимали и на вдвое более широкую плёнку — 70 миллиметров. Ведь чем больше кадрик — так называют одну картинку в киноплёнке — тем лучше будет картинка, которую увидит зритель.
Широкий кадр хоть и был вдвое больше стандартного, всё равно держал режиссёров в рамках. Композицию приходилось строить, исходя из пропорций кадрика, ширина которого вдвое больше высоты. У кинематографистов был спрос на бо́льшую свободу. Сергей Эйзенштейн в своей статье «Динамический квадрат» мечтал о большом квадратном кадрике: «Только квадрат способен путем попеременного „сплющивания“ правой и левой сторон или верха и низа охватить всё множество существующих в мире выразительных прямоугольников».
В 1960-х на этот спрос наконец появилось предложение. Специалисты из Научно-исследовательского кинофотоинститута — НИКФИ — в 1964–1966 годах разработали новый формат, вариоскопический. Они просто объединили два широкоформатных кадрика по высоте — и получился один большой. Под этот формат была разработана и кинокамера, которая снимала с новой плёнкой. Одна из трёх сконструированных камер «Варио-70» хранится в Политехническом музее.
На камере в визире — видоискателе — были горизонтальные и вертикальные линии, которые ограничивали кадр с боков или сверху и снизу. Оператор и режиссёр могли выбрать, какая ориентация кадра — вертикальная или горизонтальная — им нужна в данный момент, настроить визир и снимать. На монтаже опять же можно было выбрать, каким будет кадр. Так кинематографисты получали бóльшую свободу.
Широкого распространения вариоскопия не получила. Причина была экономической — к 1960-м годам кинотеатры уже были перестроены под показ широкоформатных кинофильмов, и переделывать кинозалы советские чиновники сочли нецелесообразным. Вплоть до появления цифрового кино большинство фильмов в мире продолжали снимать на классическую 35-миллиметровую плёнку.
На вариокамеру сняли всего несколько фильмов. Два из них — «Земля и небо» и «Молодость» — показали на Всемирной выставке «Экспо-70» в Осаке. На этом история вариокинематографа закончилась.