Экспонат

Киносъёмочный аппарат «Вариокамера»

Год создания: 1964–1966
Об экспонате

Выйти за границы горизонтального кадра кинематографисты хотели давно, но смогли лишь в 1960-х годах, когда в СССР создали вариокамеру. Так сбылась мечта Сергея Эйзенштейна о полной свободе в выборе прямоугольников при построении композиции.

Первые фильмы снимали на плёнку шириной 35 миллиметров. Она была не слишком дорогой и в то же время давала довольно качественную картинку. Тем не менее производители экспериментировали и с другими форматами. К середине века кино стало широкоформатным, его стали снимать на вдвое более широкую плёнку — 70 миллиметров. 

Широкий кадр хоть и был вдвое больше стандартного, всё равно держал режиссёров в рамках. Композицию приходилось строить исходя из пропорций кадрика, ширина которого вдвое больше высоты. У кинематографистов был спрос на бо́льшую свободу. Сергей Эйзенштейн в статье «Динамический квадрат» мечтал о большом квадратном кадрике: «Только квадрат способен путём попеременного „сплющивания“ правой и левой сторон или верха и низа охватить всё множество существующих в мире выразительных прямоугольников».

В 1960-х на этот спрос наконец появилось предложение. Специалисты из Научно-исследовательского кинофотоинститута — НИКФИ — в 1964–1966 годах разработали новый вариоскопический формат «Варио-70». Они объединили два широкоформатных кадра по высоте — и получился один большой кадр. Под этот формат была разработана и изготовлена кинокамера 10-ОПК, которая была предназначена для съёмки на 70-миллиметровую киноплёнку с частотой от 8 до 32 кадров в секунду при формате кадра 46,5×52,5 мм. Кассеты вмещали 300 метров плёнки. 

Одна из трёх изготовленных экспериментальных камер для формата «Варио-70» находится в коллекции Политехнического музея.

На камере в визире — видоискателе — было установлено дополнительное устройство из подвижных горизонтальных и вертикальных линий, которые ограничивали кадр с боков, сверху и снизу. Оператор и режиссёр могли выбрать, какая ориентация кадра — вертикальная или горизонтальная — им нужна в данный момент, настроить эти линии в визире, записать их положение и снимать. Данные о кадрировании можно было использовать на следующих этапах — монтаже и печати фильмокопии. Кроме того, съёмка на такой почти квадратный, полный кадр позволяла в дальнейшем изготавливать широкоформатные, широкоэкранные и обычные варианты фильмов. Однако широкого распространения вариоскопия не получила. Причина была экономической — к 1960-м годам кинотеатры уже были оснащены оборудованием для показа широкоформатных кинофильмов. Для переоборудования кинозалов и серийного выпуска камер и проекторов нужны были большие вложения, и это было признано нецелесообразным. Вплоть до появления цифрового кино большинство фильмов в мире продолжали снимать на классическую 35-миллиметровую или широкую 70-миллиметровую плёнку.

На вариокамеру сняли всего несколько фильмов — «Желаем успеха», «Земля и небо» и «Молодость», которые были показаны в советском павильоне на Всемирной выставке «Экспо-70» в Осаке. На этом история вариокинематографа закончилась.

технические характеристики

Год, период производства 1964–1966
Производитель, завод Опытное производство Научно-исследовательского кинофотоинститута
Больше информации

Другие шедевры