Экспонат

Коллекция камертонов Аристарха Израилева

Год создания: 1870–1872
Об экспонате
С помощью набора этих камертонов были описаны все колокола Ростовского кремля. В 1870 году местный священник решил навсегда сохранить голос звонницы, которой грозила опасность.

Есть такая редкая научная дисциплина — кампанология. В сферу её интересов входит всё, что связано с колоколами, прежде всего — технологии их изготовления и настройки. Ростовский священник Аристарх Израилев увлёкся кампанологией ещё в юности. Тогда местные власти задумали снести Ростовский кремль, и молодой отец Аристарх всерьёз обеспокоился судьбой уникальной звонницы. Каждый колокол обладал характерным звуком и был настроен на определённый музыкальный тон. В теории, колокола можно было воссоздать по акустическим параметрам оригиналов. Но как зафиксировать эти параметры? Израилев начал экспериментировать с самым простым и доступным на тот момент инструментом — камертоном.

Снос удалось предотвратить, но лишь спустя много лет отец Аристарх смог воплотить в жизнь свою мечту. В 1860-х годах началась реставрация Ростовского кремля. Местный купец Пётр Хлебников проникся идеей священника и согласился профинансировать амбициозный проект: отец Аристарх решил создать коллекцию из 56 камертонов, с помощью которых можно было бы восстановить звучание соборных колоколов.

Работу он начал только в 1870 году, когда приобрёл в Петербурге свой первый эталонный камертон. Он был настроен на принятую тогда в России частоту ноты ля первой октавы — 436 Гц. За два года Израилев создал свою коллекцию камертонов, а затем, используя распространённый в то время метод немецкого физика Иоганна Шейблера, измерил частоту и описал звучание всех колоколов кремля. Метод предусматривал подбор камертона, ближайшего по частоте к звуку колокола, и измерение частоты биений — разницы между этими частотами — с помощью настраиваемого маятника.

В 1872 году Израилев показал свою коллекцию на Политехнической выставке в Москве, после чего автор и его камертоны побывали в Вене, Париже и Филадельфии. И везде получали высокую оценку профессионалов. Ведь даже по современным меркам работа была сделана на отлично. Уже в 2010-х годах камертоны тщательно обследовали. Некоторые из них заржавели за время хранения, и исследование показало небольшие отклонения частоты от исходной. Тем не менее, камертоны Аристарха Израилева всё ещё могут использоваться в качестве измерительного инструмента. Удивительный результат, учитывая что всю работу проделал не профессиональный учёный-акустик, а провинциальный священник.

В набор входят 56 камертонов, настроенных на частоту от 217,5 до 435 Гц, и три инструмента с подвижным тоном. Этих трёх камертонов вполне достаточно для того, чтобы «сыграть» полную хроматическую гамму. В набор также входил настраиваемый маятник для измерения частоты биений — разницы между частотой колокола и выбранного камертона. Но до наших дней маятник не сохранился.

технические характеристики

Год, период производства 1870–1872
Страна Российская империя
Больше информации

Другие шедевры