Экспонат

Малолитражный легковой автомобиль КИМ-10-52

Год создания: 1941
Об экспонате

Экспериментальный образец автомобиля КИМ-10-52, который хранится в Политехническом музее, был изготовлен в 1941 году. Предполагалось наладить его серийный выпуск годом позже, но война помешала осуществить эти планы: успели собрать всего две машины, из которых уцелела одна. 

КИМ-10-52 был не первой малолитражкой, разработанной отечественными конструкторами. Пионером стал КИМ-10-50 — двухдверный автомобиль, предназначенный для серийного производства.

Конструктивная основа обеих моделей — упрощённый британский Ford Prefect. Выбор прототипа был предопределён: история марки КИМ началась в 1929 году с подписания советским правительством соглашения с американской компанией о строительстве сборочного производства в Москве.

В 1930–1934 годах «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи» (КИМ) изготавливал легковые и грузовые модели прославленного бренда. Пока Горьковский автозавод не запустился и не начал поставки в Москву. Горьковчане, кстати, делали это очень неохотно, поэтому москвичи ездили буквально «выбивать» комплектующие.

К концу 1930-х стало понятно, что советскому государству нужны малолитражные автомобили. До начала Великой Отечественной войны на заводе успели произвести порядка 400 КИМ-10-50. Основным недостатком первой отечественной малолитражки правительственная приёмная комиссия посчитала двухдверную конструкцию: чтобы протиснуться на заднее сиденье, пассажирам приходилось откидывать спинку одного из передних кресел.

Конструкторы седана КИМ-10-52 замечания учли. У этой модели было уже четыре двери, пониженный кузов и ряд других усовершенствований в конструкции и дизайне, от привычного нам капота «аллигаторного типа» до запасного колеса, размещённого в специальной нише под багажником. Фары были встроены в обтекатели, «вливающиеся» в боковины моторного отсека. Спинки передних сидений откидывались.

Опытный экземпляр был готов летом 1940 года. Зимой 1941-го состоялись испытания, и по плану предприятие должно было перейти на массовое производство КИМ-10-52. Но с началом войны задача собирать советский «народный автомобиль» потеряла актуальность. Завод надолго переориентировали на выпуск автозапчастей. В 1945 году возникла идея возобновить работу по созданию отечественной малолитражки, вот только в качестве прототипа был выбран Opel Kadett K38. Но при проектировании первого действительно массового советского автомобиля «Москвич-400» конструкторы учли некоторые наработки предшественников. 

За почти вековую историю завод КИМ неоднократно переименовывали. В конце 1960-х он стал называться АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Сейчас в бывшем здании АЗЛК расположен Технополис «Москва» — именно там находится Открытая коллекция Политехнического музея, где хранится в том числе и уникальный автомобиль КИМ-10-52. 

технические характеристики

Год, период производства 1941
Производитель, завод Горьковский автозавод; завод КИМ
Больше информации

Другие шедевры