Экспонат

Легковой автомобиль КИМ 10-52

Год создания: 1941
Об экспонате
Единственный уцелевший экземпляр автомобиля КИМ 10-52 изготовили в 1941 году. Возможно, это был и единственный собранный образец. А ведь если бы не война, машина могла бы стать первым массовым советским легковым автомобилем.

КИМ 10-52 спроектировали на основе КИМ 10-50 — предыдущей опытной двухдверной модели. Было выпущено всего несколько сотен экземпляров 10-50. В серию автомобиль не пошёл из-за ряда критических замечаний правительственной комиссии. Согласно легенде, во время демонстрации автомобиля Сталину тот занял переднее пассажирское сиденье и пригласил представителей завода прокатиться вместе с ним. Чтобы протиснуться на заднее сиденье, нужно было откинуть спинку одного из передних кресел. Никто не решился попросить об этом Сталина, а когда водитель, который уже сидел за рулём, собрался встать, вождь остановил его словами «Сидите, товарищ!».

В новой модели — с цифрой 52 в названии — замечания учли. У неё было уже не две, а четыре двери, пониженный кузов и ряд других изменений. Однако начало войны сделало работу по созданию «народного автомобиля» в СССР неактуальной в принципе.

Автомобили КИМ имели предшественника — причём именно предшественника, так как советские конструкторы не копировали его полностью. Это был британский Ford Prefect 1938 года. Детище британского отделения американского концерна Ford выпускалось с рядом модификаций вплоть до 1961 года, с конвейеров заводов сошло более полумиллиона машин. А в 1939 году решение о выпуске такой машины приняли в Латвии, сочтя её подходящей для местных условий.

Обе модели КИМ, конечно, отличались крайне слабым — всего 26 лошадиных сил — двигателем. Но было и немало для советских автомобилей новшеств и в конструкции, и в дизайне — от «двухскатного» лобового стекла и привычного нам капота «аллигаторного типа» до запасного колеса, размещённого не на кузове, а в специальной нише под багажником. Вишенкой на торте стали часы в салоне, которые в те времена были отличительной особенностью автомобилей высшего класса.

Завод, где сделали КИМ 10-52, назывался «Государственный автосборочный завод имени КИМ» — Коммунистического интернационала молодёжи. Потом завод стал называться АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Сейчас в бывшем здании АЗЛК расположен Технополис «Москва» — именно там находится Открытая коллекция Политехнического музея, где и хранится этот автомобиль.

Несмотря на то что машины КИМ так и не стали серийными, некоторые их конструкторские наработки позже были использованы при проектировании первого массового советского автомобиля «Москвич-400».

технические характеристики

Год, период производства 1941
Производитель, завод Завод имени Коммунистического интернационала молодёжи
Больше информации

Другие шедевры