Экспонат
Лунный скафандр «Кречет»
Год создания: 1969
Об экспонате
Как проработать на Луне 10 часов подряд? Как подняться без посторонней помощи после падения в условиях пониженной гравитации? Как совершить пятикилометровый переход по лунной поверхности, температура которой колеблется от −130 до +160 °С? На эти вопросы отвечали советские учёные — создатели скафандра «Кречет».
После того как Советский Союз в 1961 году первым отправил человека в космос, была запущена советская лунная программа. Перед её участниками стояла задача — высадиться на Луну. Снова первыми.
Разработку лунного скафандра поручили подмосковному машиностроительному заводу №918 — сейчас это Научно-производственное предприятие «Звезда». Здесь выбрали вариант с жёстким корпусом — кирасой — и мягкими рукавами и штанинами.
На спине кирасы располагалась дверца, через которую космонавт мог самостоятельно зайти — зайти в буквальном смысле! — в скафандр. И изнутри специальным рычагом эту дверцу закрыть. Именно на дверце, внутри самого скафандра, размещалась система жизнеобеспечения, которая поддерживала нужную температуру и состав атмосферы.
Скафандр был полностью автономен; его ключевые системы дублировались и находились не в жёстких условиях космического вакуума, а внутри скафандра. Полужёсткая конструкция обеспечивала космонавта надёжной защитой при сохранении гибкости конечностей для работ на поверхности. Этим советский скафандр принципиально отличался от американского, который разрабатывался в то же время по другую сторону океана.
У американских моделей верхняя и нижняя части были мягкими, они соединялись поясным кольцом. Система жизнеобеспечения находилась снаружи, в негерметичном ранце на спине. Однако облачиться в такой скафандр в одиночку было нельзя. Американцам это подходило — их лунная программа предусматривала, что в посадочном модуле находятся два астронавта. А вот советский лунный посадочный корабль был рассчитан только на одного человека.
Работать в отечественном скафандре на поверхности Луны можно было до 10 часов. А при нештатных ситуациях космонавт мог провести в такой «одежде» до 52 часов, находясь в лунном посадочном корабле.
Для того чтобы сделать скафандр максимально удобным для длительных работ на поверхности Луны, инженеры создали кинемометр — устройство для испытаний мягкости шарниров. Кинемометр позволял имитировать космические условия на Земле и проверять, насколько тяжело при этом в скафандре сгибать конечности.
К 1969 году вариант скафандра, названный «Кречет-94», прошёл полный цикл испытаний. Скафандр был одним из полностью готовых и испытанных изделий советской лунной программы. Но к этому времени на Луну уже успешно высадились астронавты американского корабля «Аполлон-11». Советская лунная программа была свёрнута. Однако наработки создателей «Кречета» не пропали. Позднее они легли в основу конструкции скафандров «Орлан» для работы в открытом космосе, которые используются по сей день.
Система обеспечения жизнедеятельности скафандра включает контур циркуляции и регенерации воздушной среды внутри, запас кислорода для компенсации утечек и контур водяного охлаждения. Есть в нём также системы радиосвязи и телеметрии, устройства для обеспечения питьевой водой и для удаления жидких отходов.
После того как Советский Союз в 1961 году первым отправил человека в космос, была запущена советская лунная программа. Перед её участниками стояла задача — высадиться на Луну. Снова первыми.
Разработку лунного скафандра поручили подмосковному машиностроительному заводу №918 — сейчас это Научно-производственное предприятие «Звезда». Здесь выбрали вариант с жёстким корпусом — кирасой — и мягкими рукавами и штанинами.
На спине кирасы располагалась дверца, через которую космонавт мог самостоятельно зайти — зайти в буквальном смысле! — в скафандр. И изнутри специальным рычагом эту дверцу закрыть. Именно на дверце, внутри самого скафандра, размещалась система жизнеобеспечения, которая поддерживала нужную температуру и состав атмосферы.
Скафандр был полностью автономен; его ключевые системы дублировались и находились не в жёстких условиях космического вакуума, а внутри скафандра. Полужёсткая конструкция обеспечивала космонавта надёжной защитой при сохранении гибкости конечностей для работ на поверхности. Этим советский скафандр принципиально отличался от американского, который разрабатывался в то же время по другую сторону океана.
У американских моделей верхняя и нижняя части были мягкими, они соединялись поясным кольцом. Система жизнеобеспечения находилась снаружи, в негерметичном ранце на спине. Однако облачиться в такой скафандр в одиночку было нельзя. Американцам это подходило — их лунная программа предусматривала, что в посадочном модуле находятся два астронавта. А вот советский лунный посадочный корабль был рассчитан только на одного человека.
Работать в отечественном скафандре на поверхности Луны можно было до 10 часов. А при нештатных ситуациях космонавт мог провести в такой «одежде» до 52 часов, находясь в лунном посадочном корабле.
Для того чтобы сделать скафандр максимально удобным для длительных работ на поверхности Луны, инженеры создали кинемометр — устройство для испытаний мягкости шарниров. Кинемометр позволял имитировать космические условия на Земле и проверять, насколько тяжело при этом в скафандре сгибать конечности.
К 1969 году вариант скафандра, названный «Кречет-94», прошёл полный цикл испытаний. Скафандр был одним из полностью готовых и испытанных изделий советской лунной программы. Но к этому времени на Луну уже успешно высадились астронавты американского корабля «Аполлон-11». Советская лунная программа была свёрнута. Однако наработки создателей «Кречета» не пропали. Позднее они легли в основу конструкции скафандров «Орлан» для работы в открытом космосе, которые используются по сей день.
Система обеспечения жизнедеятельности скафандра включает контур циркуляции и регенерации воздушной среды внутри, запас кислорода для компенсации утечек и контур водяного охлаждения. Есть в нём также системы радиосвязи и телеметрии, устройства для обеспечения питьевой водой и для удаления жидких отходов.
технические характеристики
Год, период производства 1969
Производитель, завод Машиностроительный завод «Звезда» (сейчас — АО «НПП “Звезда”»)