Микроминиатюра «Фотоаппарат»
Фотоаппарат размером 8 на 12 миллиметров не просто похож на настоящий — он работает. Микроминиатюрист Михаил Маслюк делал на нём настоящие фотографии.
Создатель мини-фотоаппарата выреза́л квадратики нужного размера из обычной фотоплёнки и заряжал в аппарат по одному кадру. Один из этих снимков расположен рядом с миниатюрным фотоаппаратом: это женский портрет.
О том, как Маслюк проявлял и печатал крохотные снимки, известно мало. Журналист Григорий Мишкевич передал разговор с Маслюком о его фототехнике в своей книге «Тайна невидимых шедевров» так.
«…Пришла очередь увлечения фотоделом. Сначала М. Г. Маслюк смастерил автоматический фотоаппарат, работавший на узкой пленке. Фотоаппарат был вмонтирован в рукоятку трости. При нажиме на кнопку пленка передвигалась на один кадр. Последующие аппараты были все меньше и меньше. Последний из них — в половину ногтя мизинца руки. Спичка, поставленная стоймя рядом, выглядит как Эйфелева башня рядом с одноэтажным домом. Однако по своим возможностям и оптическим качествам фотоаппарат-малютка не уступает обычным аппаратам. Снимки он делает отличные. На выставке в Токио, где наряду с другими экспонатами демонстрировался и этот фотоаппарат, им заинтересовались японские специалисты, их фототехника не знала ничего подобного.
— Что умеет ваш фотоаппарат? — спрашиваю у мастера.
— Он снимает так же, как и обычные аппараты. Объектив у него типа «Апланат». Благодаря ничтожно малому фокусному расстоянию и большой постоянной диафрагме достигается широкий угол захвата и хорошая резкость изображения.
— Какая пленка пригодна для него?
— Ни одна пленка к нему не подходит. Пришлось применить кассетный метод: по размеру кадра нарезаю с помощью специального шаблона крохотные квадратные пленки и каждую отдельно заряжаю в аппарат.
— Вроде старинных камер-обскур со стеклянными пластинками?
— Вот именно. Затвор имеет выдержку «В». Трудности возникают при съемке. Аппарат надо во что-то упереть, но как? Его ведь и в руки не взять. Но приспособился.
— Качество снимков?
— Хорошее. Для первой пробы сделал женский портрет, размер снимка в восемьдесят раз меньше макового зерна. Напечатан на обычной бумаге «Унибром», проработка деталей лица очень хорошая, совсем нет зернистости.
Михаил Григорьевич сделал тем же фотоаппаратом еще меньший снимок — в 200 раз меньше макового зерна! В микроскоп хорошо видно, насколько сочен и рельефен этот уникальный снимок».
Михаил Маслюк был мастером на все руки: до войны работал слесарем и электриком, после ранения организовал самодеятельный ансамбль — играл на кобзе, балалайке и гармони, писал музыку. Его первые микроминиатюры тоже были музыкальными — балалайки, музыкальные шкатулки. Позднее он начал делать миниатюрные машины и механизмы — моторы и фототехнику.
Микроминиатюра всегда была для Маслюка — и большинства советских миниатюристов — лишь творчеством. Однако бывали случаи, когда их искусство находило практическое применение в научных целях. Однажды Маслюка пригласили в киевский Институт сверхтвёрдых материалов, где нужно было создавать оптические приборы с микрошкалами. За пару месяцев Маслюк разработал технологию, обучил институтских специалистов — и вернулся в Жмеринку, к своим микроминиатюрам.
Микроминиатюра выполнена с использованием специально изготовленных инструментов и увеличительной техники.