Моторный трицикл Cudell
Моторный трицикл немецкой фирмы Cudell приехал в Россию прямо с Международной выставки в Берлине, где в 1899 году завоевал золотую медаль. Быстроходное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания предположительно использовал один из великих князей.
В 1870 году венский изобретатель Зигфрид Маркус поместил жидкостный двигатель внутреннего сгорания на тележку — и стал первым человеком, использующим транспортное средство на бензине. Вслед за ним в конце XIX века сразу несколько изобретателей сконструировали автомобили с бензиновыми двигателями. Многие пытались создать наиболее удачную конструкцию моторного экипажа. Одной из таких конструкций стал трицикл — трёхколёсный велосипед с мотором.
Мотор трицикла Cudell из царского гаража — первый в мире быстроходный двигатель, развивавший до 2000 оборотов в минуту. Он был изготовлен по лицензии фирмы De Dion-Bouton, названной по имени совладельцев. Французский механик Жорж Бутон вошёл в историю автомобилестроения после того, как создал наиболее удачную конструкцию двигателя внутреннего сгорания. Моторы и трициклы фирмы De Dion-Bouton к 1900 году заполонили европейский рынок. Никто ранее не выпускал моторные повозки тысячами. Фирма охотно продавала лицензии на свою продукцию, их моторы и трициклы производились в разных странах, в том числе и в Германии под маркой Cudell.
Помимо мощного двигателя, в конструкции трицикла Cudell было ещё несколько технических новшеств. Он был оборудован электрической системой зажигания, дифференциалом заднего моста и пневматическим сигналом с грушей. Дополнительно на трицикл устанавливали ацетиленовый фонарь — типичный источник света для автомобилей рубежа XIX–XX веков.
В конце XIX — начале XX века казалось, что именно за трициклами будущее. В 1898 году в России прошла первая гонка моторных экипажей. Из семи участников шесть были трициклами. На следующий год фабрика Лейтнера — будущая фабрика велосипедов «Россия» — выпустила первые трициклы отечественной сборки. Но постепенно лёгкие машины ушли в прошлое. Их вытеснили мощные моторные экипажи, которые гораздо больше похожи на современные автомобили.
В 1930-х трицикл Cudell был отобран для дальнейшего включения в экспозицию так и не реализованного Дворца техники в Москве. Затем он попал в коллекцию Политехнического музея.