Экспонат
Мотоцикл С-565 «Восток»
Год создания: 1968
Об экспонате
Дебют советских многоцилиндровых гоночных мотоциклов в 1964 году стал вполне успешным. Успех закрепился в 1968 году на финском этапе чемпионата мира. Но развить его наши машины так и не смогли. Сказались несовершенство сборки, нехватка опыта и финансирования.
До 1920-х годов в России не разрабатывали своих мотоциклов, а лишь выпускали по лицензии адаптированные модели. Первый по-настоящему отечественный мотоцикл — «Союз» — был спроектирован и выпущен в 1924 году, причём в единственном экземпляре. В 1930 году начался выпуск первой серийной модели — Л-300. И только в 1940-м появился мотоцикл, предназначенный специально для гонок — С-1А. После войны разработки других гоночных моделей велись в серпуховском Центральном экспериментальном конструкторском бюро — ЦЭКБ. Впрочем, для участия в международных соревнованиях отечественные мотоциклы всё ещё не годились.
Государство почти не выделяло денег на разработки гоночных моделей. Но в 1958 году был заключён договор о сотрудничестве между ЦЭКБ и двумя компаниями из Чехословакии — Jawa и Česká zbrojovka. Это помогло ЦЭКБ продолжить работу над проектами гоночных мотоциклов и обеспечило прорыв советского и чехословацкого мотоспорта на международных соревнованиях. На моделях, разработанных совместными усилиями, гонщики из Чехословакии за два года взяли второе и третье места на чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам.
Но в СССР международные соревнования по мотоспорту не были в приоритете, и участие в них почти не финансировалось. Тем не менее советский гонщик Николай Севостьянов в 1962–1963 годах на одном из этапов чемпионата по шоссейно-кольцевым гонкам смог подняться на четвёртое место. По итогу соревнований Севостьянов стал девятым, но и это было большим достижением для дебютанта.
В тот момент сложилась удачная ситуация — на гонках в классах 350 и 500 см3 почти все гонщики выступали на серийных одноцилиндровых моделях британского производства. И только у двух команд — японской Honda и итальянской MV Agusta — были многоцилиндровые машины, спроектированные специально для гонок. В Серпухове решили, что пора, не теряя времени, создать свой многоцилиндровый мотоцикл и побороться с двумя главными конкурентами. После двух успешных сезонов руководство ЦЭКБ смогло выбить достаточно средств на гоночные проекты — и работа началась.
В 1964 году был готов мотоцикл С-364 с четырёхцилиндровым двигателем объёмом 350 см3 — на нём эстонец Эндель Кийса смог занять третье место на Гран-при в Финляндии. Это стало первым подиумным местом для мотогонщика из СССР. Итоги других этапов не оказались такими же впечатляющими, но прогресс был налицо.
ЦЭКБ продолжало совершенствовать технику, и в 1968 году появилась новая модель — С-565. Тоже с четырёхцилиндровым двигателем, но уже объёмом в 494 см3. Это был самый мощный мотоцикл, превосходящий по харакетристикам зарубежных конкурентов. В этом же году на первом этапе чемпионата мира Кийса на С-565 обогнал лидера на MV Agusta, но не смог финишировать из-за неполадок с двигателем. В 1969 году советский мотоцикл шёл третьим, пока его не подвёл карбюратор. На Гран-при Чехословакии ни один из двух наших гонщиков до финиша не добрался. Это были характерные проблемы советской команды и её мотоциклов — с просчётами в конструкции и ненадёжностью сборки.
В ЦЭКБ в течение двух лет модернизировали и доводили до ума С-565, но тут финансирование гоночной мотопрограммы прикрыли. Вместо гоночных машин бюро поручили разрабатывать примитивные модели для мотобола — футбола на мотоциклах.
Наработки и потенциал мотоциклов серии С так и не были реализованы, а сама машина поступила в Политехнический музей.
До 1920-х годов в России не разрабатывали своих мотоциклов, а лишь выпускали по лицензии адаптированные модели. Первый по-настоящему отечественный мотоцикл — «Союз» — был спроектирован и выпущен в 1924 году, причём в единственном экземпляре. В 1930 году начался выпуск первой серийной модели — Л-300. И только в 1940-м появился мотоцикл, предназначенный специально для гонок — С-1А. После войны разработки других гоночных моделей велись в серпуховском Центральном экспериментальном конструкторском бюро — ЦЭКБ. Впрочем, для участия в международных соревнованиях отечественные мотоциклы всё ещё не годились.
Государство почти не выделяло денег на разработки гоночных моделей. Но в 1958 году был заключён договор о сотрудничестве между ЦЭКБ и двумя компаниями из Чехословакии — Jawa и Česká zbrojovka. Это помогло ЦЭКБ продолжить работу над проектами гоночных мотоциклов и обеспечило прорыв советского и чехословацкого мотоспорта на международных соревнованиях. На моделях, разработанных совместными усилиями, гонщики из Чехословакии за два года взяли второе и третье места на чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам.
Но в СССР международные соревнования по мотоспорту не были в приоритете, и участие в них почти не финансировалось. Тем не менее советский гонщик Николай Севостьянов в 1962–1963 годах на одном из этапов чемпионата по шоссейно-кольцевым гонкам смог подняться на четвёртое место. По итогу соревнований Севостьянов стал девятым, но и это было большим достижением для дебютанта.
В тот момент сложилась удачная ситуация — на гонках в классах 350 и 500 см3 почти все гонщики выступали на серийных одноцилиндровых моделях британского производства. И только у двух команд — японской Honda и итальянской MV Agusta — были многоцилиндровые машины, спроектированные специально для гонок. В Серпухове решили, что пора, не теряя времени, создать свой многоцилиндровый мотоцикл и побороться с двумя главными конкурентами. После двух успешных сезонов руководство ЦЭКБ смогло выбить достаточно средств на гоночные проекты — и работа началась.
В 1964 году был готов мотоцикл С-364 с четырёхцилиндровым двигателем объёмом 350 см3 — на нём эстонец Эндель Кийса смог занять третье место на Гран-при в Финляндии. Это стало первым подиумным местом для мотогонщика из СССР. Итоги других этапов не оказались такими же впечатляющими, но прогресс был налицо.
ЦЭКБ продолжало совершенствовать технику, и в 1968 году появилась новая модель — С-565. Тоже с четырёхцилиндровым двигателем, но уже объёмом в 494 см3. Это был самый мощный мотоцикл, превосходящий по харакетристикам зарубежных конкурентов. В этом же году на первом этапе чемпионата мира Кийса на С-565 обогнал лидера на MV Agusta, но не смог финишировать из-за неполадок с двигателем. В 1969 году советский мотоцикл шёл третьим, пока его не подвёл карбюратор. На Гран-при Чехословакии ни один из двух наших гонщиков до финиша не добрался. Это были характерные проблемы советской команды и её мотоциклов — с просчётами в конструкции и ненадёжностью сборки.
В ЦЭКБ в течение двух лет модернизировали и доводили до ума С-565, но тут финансирование гоночной мотопрограммы прикрыли. Вместо гоночных машин бюро поручили разрабатывать примитивные модели для мотобола — футбола на мотоциклах.
Наработки и потенциал мотоциклов серии С так и не были реализованы, а сама машина поступила в Политехнический музей.
технические характеристики
Год, период производства 1968
Производитель, завод Центральное экспериментальное конструкторское бюро