Экспонат
Наборная буквоотливная машина Моисея Фрейденберга
Год создания: 1908–1920
Об экспонате
Директор петербургской типографии изобрёл удобную наборную машину. С ней труд наборщиков в типографиях мог стать немного легче — но широкого распространения конструкция Фрейденберга не получила.
Создатель этой машины был весьма разносторонним человеком. В юности Моисей Фрейденберг основал первый драмтеатр в Евпатории, затем писал фельетоны, издавал одесский сатирический журнал. А когда увлёкся воздухоплаванием, по собственным чертежам построил аэростат и летал на нём над Одессой.
Так началась его изобретательская карьера. В 1893 году Фрейденберг работал как минимум над тремя изобретениями: «…Я должен был закончить модели трех моих изобретений: универсального объектива для фотографической камеры, аппарата для воспроизведения движущихся картин с натуры и телефонного самосоединения», — писал он в мемуарах.
«Воспроизведением фотографических картин с натуры», то есть кинематографом, Фрейденберг занимался вместе с талантливым инженером Иосифом Тимченко. Тимченко собрал механизм, быстро и с остановкой переключавший кадры, а Фрейденберг — по известной конструкции Оттомара Аншютца — аппарат для быстрой съемки. На этот аппарат были сняты два сюжета: со скачущими кавалеристами и с юношами, бросающими копья.
Съемка велась на круглые фотографические стекла; идея использовать светочувствительную пленку, по воспоминаниям самого Фрейденберга, приходила ему в голову и не реализовалась только потому что достаточно длинной плёнки негде было заказать.
Сам Фрейденберг вспоминал об этом так: «А затем мне фильм (плёнка — прим. ред.) нужен, а фильмы изготовляют лишь Истмен в Америке и Люмьер в Париже. Попробуйте, закажите им фильм в сто-двести метров длины... наверное, сейчас насторожатся: для чего, мол, это? И догадаются. Предчувствие меня не обмануло: три года спустя появился Люмьер со своим “синематографом” и произвел им сенсацию на всем земном шаре».
После Октябрьской революции Фрейденберг стал директором 15-й государственной типографии Петрограда. И, конечно, занялся усовершенствованием типографских машин. А усовершенствовать было что.
До появления современных технологий печати для каждой книжной или газетной страницы нужно было изготовить текстовую форму — рельефное изделие из твёрдого материала. Такую форму окрашивали типографской краской — и делали оттиски на бумаге.
Со времён изобретения печати Иоганном Гутенбергом текстовые формы набирали вручную из литер — брусков с выпуклым изображением букв, цифр и других символов. Собирать из отдельных литер форму для целой страницы — долгая и кропотливая работа. В XIX веке стали появляться машины, облегчающие труд наборщиков.
В начале ХХ столетия в типографии обычно работали с двумя машинами: одна отливала литеры, другая укладывала их в строчки и столбцы. Моисей Фрейденберг объединил обе в одной конструкции. Форма в машине Фрейденберга набиралась по одной букве — отсюда название: монотип.
Исправлять ошибки в форме, набранной из отдельных букв, значительно легче, чем в более распространённой в то время форме из цельнолитых строк. Поэтому изобретенные в конце XIX века монотипы использовали преимущественно для набора сложных текстов — например, содержащих формулы или текст на нескольких языках.
Единственный экземпляр машины Фрейденберга хранится в Политехническом музее.
В США авторы аналогичного изобретения основали компанию Monotype. Сейчас она специализируется на верстке и дизайне шрифтов, в том числе Times New Roman и Monotype Coursiva.
Создатель этой машины был весьма разносторонним человеком. В юности Моисей Фрейденберг основал первый драмтеатр в Евпатории, затем писал фельетоны, издавал одесский сатирический журнал. А когда увлёкся воздухоплаванием, по собственным чертежам построил аэростат и летал на нём над Одессой.
Так началась его изобретательская карьера. В 1893 году Фрейденберг работал как минимум над тремя изобретениями: «…Я должен был закончить модели трех моих изобретений: универсального объектива для фотографической камеры, аппарата для воспроизведения движущихся картин с натуры и телефонного самосоединения», — писал он в мемуарах.
«Воспроизведением фотографических картин с натуры», то есть кинематографом, Фрейденберг занимался вместе с талантливым инженером Иосифом Тимченко. Тимченко собрал механизм, быстро и с остановкой переключавший кадры, а Фрейденберг — по известной конструкции Оттомара Аншютца — аппарат для быстрой съемки. На этот аппарат были сняты два сюжета: со скачущими кавалеристами и с юношами, бросающими копья.
Съемка велась на круглые фотографические стекла; идея использовать светочувствительную пленку, по воспоминаниям самого Фрейденберга, приходила ему в голову и не реализовалась только потому что достаточно длинной плёнки негде было заказать.
Сам Фрейденберг вспоминал об этом так: «А затем мне фильм (плёнка — прим. ред.) нужен, а фильмы изготовляют лишь Истмен в Америке и Люмьер в Париже. Попробуйте, закажите им фильм в сто-двести метров длины... наверное, сейчас насторожатся: для чего, мол, это? И догадаются. Предчувствие меня не обмануло: три года спустя появился Люмьер со своим “синематографом” и произвел им сенсацию на всем земном шаре».
После Октябрьской революции Фрейденберг стал директором 15-й государственной типографии Петрограда. И, конечно, занялся усовершенствованием типографских машин. А усовершенствовать было что.
До появления современных технологий печати для каждой книжной или газетной страницы нужно было изготовить текстовую форму — рельефное изделие из твёрдого материала. Такую форму окрашивали типографской краской — и делали оттиски на бумаге.
Со времён изобретения печати Иоганном Гутенбергом текстовые формы набирали вручную из литер — брусков с выпуклым изображением букв, цифр и других символов. Собирать из отдельных литер форму для целой страницы — долгая и кропотливая работа. В XIX веке стали появляться машины, облегчающие труд наборщиков.
В начале ХХ столетия в типографии обычно работали с двумя машинами: одна отливала литеры, другая укладывала их в строчки и столбцы. Моисей Фрейденберг объединил обе в одной конструкции. Форма в машине Фрейденберга набиралась по одной букве — отсюда название: монотип.
Исправлять ошибки в форме, набранной из отдельных букв, значительно легче, чем в более распространённой в то время форме из цельнолитых строк. Поэтому изобретенные в конце XIX века монотипы использовали преимущественно для набора сложных текстов — например, содержащих формулы или текст на нескольких языках.
Единственный экземпляр машины Фрейденберга хранится в Политехническом музее.
В США авторы аналогичного изобретения основали компанию Monotype. Сейчас она специализируется на верстке и дизайне шрифтов, в том числе Times New Roman и Monotype Coursiva.
технические характеристики
Год, период производства 1908–1920
Страна Российская империя