Экспонат

Шифровальная машина NEMA

Год создания: 1947
Об экспонате
В начале Второй мировой войны швейцарская армия использовала шифровальные машины Enigma K — вариант немецкой «Энигмы». Однако швейцарцы быстро выяснили, что их тайные сообщения успешно читают как немцы, так и союзники. Это подтолкнуло Швейцарию к разработке собственной машины. Она получила имя NEMA — neue Machine, то есть «новая машина».

Шифровальные машины электро-механического типа появились после Первой мировой войны. В 1918 году немецкий инженер-электрик Артур Шербиус запатентовал устройство, которое позже назвал Enigma — «загадка». В классической «Энигме» текст вводился с клавиатуры, и каждое нажатие на клавишу приводило в движение систему роторов — дисков с теми же символами, что на клавишах, но в разном порядке. Через образовавшуюся цепочку символов проходил электрический сигнал, на выходе загоралась лампочка с символом-шифром. Чтобы расшифровать текст, его нужно было ввести в идентичную машину с идентичными настройками — те же роторы в том же порядке, выставленные в те же стартовые положения.

Несмотря на сложность генерируемого кода, польским математикам из Бюро шифров удавалось в 1930-е годы взламывать сообщения, сгенерированные немецкими машинами. Эти наработки помогли англичанам — в том числе прославленному математику Алану Тьюрингу — во время Второй мировой проделывать то же самое с усовершенствованными «Энигмами».

Разработка швейцарской машины NEMA велась с 1941 по 1943 годы под руководством капитана Артура Альдера, профессора математики Бернского университета. Прототип был готов к началу 1944 года, однако первые образцы поступили на службу лишь в 1947-м. Война уже два года как закончилась, но нужда в закодированных посланиях осталась. Так что NEMA использовалась по назначению до 1980-х годов.

Совершенствуя принцип работы «Энигмы», швейцарцы не только увеличили количество кодирующих дисков, но и продублировали каждый из них дополнительным шаговым диском — при введении символа он менял число делений, на которые кодирующий диск поворачивался. Это значительно снижало предсказуемость шагов машины и усложняло код.

Серийный номер этой машины TD-376 указывает на то, что она относится к тренировочным экземплярам. Такие приборы незначительно отличаются от тех, что предназначены для дипломатической связи или армейских нужд.

технические характеристики

Год, период производства 1947
Производитель, завод Компания Zellweger A.-G.
Больше информации

Другие шедевры