Шоринофон для записи звука на киноленту
Сегодня такие приборы можно встретить только в музеях. Но в своё время шоринофон стал настоящим прорывом, ведь он позволял записывать на одну ленту до восьми часов звука — против 6–10 минут у типичной грампластинки тех лет.
Авторское свидетельство на своё изобретение — аппарат для записи звука на стандартную киноплёнку шириной 35 миллиметров — Александр Шорин получил в 1931 году. Через два года шоринофоны начали выпускать массово.
Запись велась механическим способом: рубиновый или корундовый резец вырезал на закольцованной киноленте тонкую канавку. Звук, пройдя через усилитель, заставлял резец колебаться, и канавка становилась зубчатой. Когда лента заканчивалась, резец сдвигали в сторону и продолжали запись по параллельной дорожке. А для воспроизведения звука резец меняли на рубиновую иглу.
Для записи годились отходы кинофабрик — засвеченная и бракованная плёнка. На стандартную бобину длиной 300 метров студийный шоринофон мог записать до 50 дорожек, что было равноценно стопке из нескольких десятков патефонных пластинок.
В 1930-е годы изобретение Шорина использовали при создании первых двух советских полностью звуковых фильмов — «Пятилетки» Абрама Роома и «Симфонии Донбасса» Дзиги Вертова.
Сначала шоринофоны были стационарными, а в конце 1930-х появились и портативные. Они сыграли большую роль в развитии радиожурналистики. Корреспондент брал устройство с собой, записывал голос героя, приносил кассету на радиостанцию — и запускал её в эфире. В годы Второй мировой войны такими устройствами пользовались советские военные корреспонденты.