Экспонат
Фотоаппарат «Спорт» зеркальный малоформатный
Год создания: 1938–1941
Об экспонате
Первая в СССР зеркалка была собрана в Ашхабаде из подручных материалов. Она могла бы стать первой массовой зеркальной камерой в мире, но этому помешали бюрократические проволочки и нерешительность.
Первой массовой камерой, которая снимала на 35-мм плёнку, была легендарная немецкая «Лейка» — модель 1925 года Leica I. Она быстро стала популярной благодаря небольшим размерам и простоте использования. Новое компактное устройство изменило сам подход к фотографии, а размер его кадра стал стандартом, который жив до сих пор. Матрица цифровых полнокадровых фотоаппаратов и сегодня имеет тот же размер, что кадр плёнки для «Лейки» — 36×24 миллиметра.
В то время в Ашхабаде работал Александр Гельгар, кинооператор и прирождённый конструктор. Свой первый фотоаппарат он собрал в девять лет — из картонной коробки и линзы. В конце 1920-х в руки Гельгару попала «Лейка». Это стало судьбоносным моментом для мировой фотоиндустрии, потому что легендарная фотокамера кинооператору совершенно не понравилась. Снимки выходили нерезкими и сильно пересвеченными. Гельгар счёл, что проблема в несовершенстве и ненадёжности прорезиненных шторок затвора, сбоившего на туркестанской жаре. Оператор решил собрать свой малоформатный фотоаппарат оригинальной схемы — с зеркалом в видоискателе и стальным затвором. Зеркало, из-за которого камеры и сейчас называют зеркалками, позволяло фотографу видеть через объектив в точности то же, что потом фиксировалось на пленке, а стальной затвор — снимать и в жару, и в мороз. Подобных камер ещё не делал никто.
Материалы для прототипа, по собственному выражению Гельгара, ему пришлось «выковыривать из вареников»: например, источником стали для затвора были металлические линейки. Тем не менее конструктор справился, и в Ашхабаде появился первый в СССР, а возможно и в мире, зеркальный фотоаппарат для 35-миллиметровой плёнки со сменной оптикой.
Со своим прототипом Гельгар отправился в Ленинград, где предложил проект Всесоюзному объединению оптико-механической промышленности — ВООМП, известному сейчас как ЛОМО. В ВООМПе идею Гельгара одобрили, но выпускать камеру не стали. Руководство отметило, что зеркальных малоформатных камер не делают даже в Германии, а значит, проект доверия не заслуживает.
Пока Гельгар добивался запуска новой камеры в производство, в Германии всё же появилась зеркальная фотокамера — Exakta фирмы Ihagee. Но руководство ВООМП решило копировать фотоаппарат Contax, цейссовский аналог «Лейки». Пока ВООМП тратил время на бесплодные попытки повторить прецизионную кинематику Contax, для которой возможностей советской промышленности явно не хватало, идеей Гельгара заинтересовались в ВЭТА — Военно-электротехнической академии имени Будённого. Там собрали несколько экземпляров камеры, которая получила название «ГельВЭТА» — по фамилии автора и названию учреждения, которое ему всё же поверило.
Только после того, как «ГельВЭТА» прошла проверку во время лыжного забега Владивосток — Москва, ВООМП взялся за её выпуск. Но к моменту начала производства камера-конкурент Exakta уже появилась в широкой продаже. ВООМП потратил несколько лет из-за волокиты и нерешительности, поэтому звание первой в мире малоформатной зеркальной камеры оспаривают до сих пор «ГельВЭТА» и Exakta.
На доработку аппарата, от которой Гельгара и вовсе отстранили, ушло ещё два года, и массовый выпуск начался только в 1937 году. Корпус камеры стали делать из пластика, а плёнка теперь находилась в кассетах — их можно было менять, не боясь засветки. В 1938 году камера сменила название на «Спорт». Один из первых экземпляров хранится в Политехническом музее.
«Спорт» стал первой советской массовой зеркальной камерой — до 1941 года было выпущено почти 20 000 экземпляров. Дальнейшее развитие зеркалок продолжилось уже после войны.
Первой массовой камерой, которая снимала на 35-мм плёнку, была легендарная немецкая «Лейка» — модель 1925 года Leica I. Она быстро стала популярной благодаря небольшим размерам и простоте использования. Новое компактное устройство изменило сам подход к фотографии, а размер его кадра стал стандартом, который жив до сих пор. Матрица цифровых полнокадровых фотоаппаратов и сегодня имеет тот же размер, что кадр плёнки для «Лейки» — 36×24 миллиметра.
В то время в Ашхабаде работал Александр Гельгар, кинооператор и прирождённый конструктор. Свой первый фотоаппарат он собрал в девять лет — из картонной коробки и линзы. В конце 1920-х в руки Гельгару попала «Лейка». Это стало судьбоносным моментом для мировой фотоиндустрии, потому что легендарная фотокамера кинооператору совершенно не понравилась. Снимки выходили нерезкими и сильно пересвеченными. Гельгар счёл, что проблема в несовершенстве и ненадёжности прорезиненных шторок затвора, сбоившего на туркестанской жаре. Оператор решил собрать свой малоформатный фотоаппарат оригинальной схемы — с зеркалом в видоискателе и стальным затвором. Зеркало, из-за которого камеры и сейчас называют зеркалками, позволяло фотографу видеть через объектив в точности то же, что потом фиксировалось на пленке, а стальной затвор — снимать и в жару, и в мороз. Подобных камер ещё не делал никто.
Материалы для прототипа, по собственному выражению Гельгара, ему пришлось «выковыривать из вареников»: например, источником стали для затвора были металлические линейки. Тем не менее конструктор справился, и в Ашхабаде появился первый в СССР, а возможно и в мире, зеркальный фотоаппарат для 35-миллиметровой плёнки со сменной оптикой.
Со своим прототипом Гельгар отправился в Ленинград, где предложил проект Всесоюзному объединению оптико-механической промышленности — ВООМП, известному сейчас как ЛОМО. В ВООМПе идею Гельгара одобрили, но выпускать камеру не стали. Руководство отметило, что зеркальных малоформатных камер не делают даже в Германии, а значит, проект доверия не заслуживает.
Пока Гельгар добивался запуска новой камеры в производство, в Германии всё же появилась зеркальная фотокамера — Exakta фирмы Ihagee. Но руководство ВООМП решило копировать фотоаппарат Contax, цейссовский аналог «Лейки». Пока ВООМП тратил время на бесплодные попытки повторить прецизионную кинематику Contax, для которой возможностей советской промышленности явно не хватало, идеей Гельгара заинтересовались в ВЭТА — Военно-электротехнической академии имени Будённого. Там собрали несколько экземпляров камеры, которая получила название «ГельВЭТА» — по фамилии автора и названию учреждения, которое ему всё же поверило.
Только после того, как «ГельВЭТА» прошла проверку во время лыжного забега Владивосток — Москва, ВООМП взялся за её выпуск. Но к моменту начала производства камера-конкурент Exakta уже появилась в широкой продаже. ВООМП потратил несколько лет из-за волокиты и нерешительности, поэтому звание первой в мире малоформатной зеркальной камеры оспаривают до сих пор «ГельВЭТА» и Exakta.
На доработку аппарата, от которой Гельгара и вовсе отстранили, ушло ещё два года, и массовый выпуск начался только в 1937 году. Корпус камеры стали делать из пластика, а плёнка теперь находилась в кассетах — их можно было менять, не боясь засветки. В 1938 году камера сменила название на «Спорт». Один из первых экземпляров хранится в Политехническом музее.
«Спорт» стал первой советской массовой зеркальной камерой — до 1941 года было выпущено почти 20 000 экземпляров. Дальнейшее развитие зеркалок продолжилось уже после войны.
технические характеристики
Год, период производства 1938–1941
Производитель, завод Государственный оптико-механический завод им. ОГПУ